Продолжаем осмотр экспозиции музея авиации, начатый в первой части, где были показаны самолеты марок Aero, Ан, Ил и вертолеты Ка и Ми. Сам музей размещается на территории бывшей учебно-авиационной базы Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), откуда и пошло начало коллекции.

МиГ-15УТИ - учебно-тренировочная версия первого советского реактивного истребителя. Между прочим это самый старший по возрасту экспонат музея.

На боевом пути в начале 50-х его сменил МиГ-17, отличающийся более совершенными характеристиками и мощным двигателем.

В музее представлен в версии МиГ-17Ф с форсажной камерой на двигателе, при помощи которой можно было достигать скорости звука в горизонтальном полете.

МиГ-21 - самый известный истребитель второй половины ХХ века, причем в некоторых странах они до сих пор стоят на вооружении. Модель МиГ-21ПФ получила бортовую РЛС, которая серьезно расширила боевые возможности истребителя.

Поскольку таких машин было выпущено достаточно много и к моменту появления более совершенных образцов не все выработали летный ресурс, их переоборудовали в дистанционно управляемые воздушные мишени М21м для тренировок летчиков и расчетов ЗРК. На самолетах снимали РЛС и большую часть бортового оборудования и пилоны подвески вооружения, зато устанавливали антенны и блоки системы радиоуправления. Взлет, полет к огневой зоне и маневры в ней выполнялись в беспилотном режиме.

МиГ-23 создавался, когда в мире увлекались крылом переменной стреловидности, что позволяло совместить высокую скорость с большой дальностью полета и хорошие взлетно-посадочными характеристики.

В музее представлен в модернизированной модификации Миг-23МЛ с усовершенствованным оборудованием, облегченной конструкцией и более можным двигателем.

На базе МиГ-23 был создан специализированный ударный самолет МиГ-23БН. Для лучшения обзора вперед-вниз на нем была изменена форма носовой части. Истребитель-бомбардировщик получил широкую номенклатуру вооружений для работы по земле.

МиГ-23БМ, представленный в музее, отличается более мощной револьверной шестиствольной 30-мм пушкой ГШ-6-30 (располагалась под фюзележем, на фото снята), которая могла поражать любые боевые машины пехоты со всех ракурсов, а снаряды с обедненным ураном - даже танки (в верхнюю часть).

Следующая модификация МиГ-27К отличалась новейшей на то время лазерно-телевизионной прицельной системы "Кайра" вместе с усовершенствованной прицельно-навигационной системой на базе мощной цифровой ЭВМ, что позволяло применять высокоточное оружие в обычных и сложных погодных условиях.

МиГ-25 до сих пор является одним из самых быстрых в мире боевых самолетов. Его скорость почти втрое быстрее звука. Разрабатывался в двух модификациях: истребитель-перехватчик и разведчик-бомбардировщик (представленный в музее МиГ-25РБ). Кстати, этой модели с 1977 и до сих пор принадлежит абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями - 37.650 метров.

МиГ-29 - истребитель четвертого поколения. На нем впервые в СССР установили двухконтурные двигатели, которые значительно экономичнее обычных турбореактивных.

В отличие от предшественников имеет интегральную компоновку, т.е. у него нет классического фюзеляжа - средняя часть корпуса плавно переходит в крыло. В экспозиции представлен с вооружением ракетами Р-27 средней дальности, блоками Б-8М1 на 20 неуправляемых ракет С8 калибра 80 мм и ракетами Р-73 малой дальности, причем для последних впервые в мире был реализован принцип наведения по шлему пилота, т.е. для поражения цели нужно было только повернуть голову в сторону противника и нажать "Пуск".

Истребитель-перехватчик Су-15 долгое время был основой ПВО СССР, причем этот самолет никогда не экспортировалась в другие страны в отличие от остальных.

В музее находится наиболее совершенная модификация Су-15ТМ. Именно такой в 1983 году сбил южнокорейский Боинг над Сахалином.

Истребитель-бомбардировщик Су-17 был первым советским серийным боевым самолетом с изменяемой геометрией крыла. В музее представлены двухместный учебно-боевой вариант Cу-17УМ...

...и экспортная версия Су-20.

Они широко экспортировались в несколько стран мира и кое-где еще стоят на вооружении.

Су-24 был создан в конце 60-х годов, и до сих пор остается одним из немногих сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков в мире.

В музее находится одна из первых моделей Су-24.

Штурмовик Су-25 широко известен, т.к. до сих пор находится на вооружении многих стран, например в нашей Беларуси.

Применялся во множестве военных конфликтов и показал себя достаточно удачной машиной. Интересно, что серийно производился он на авиазаводе в Тбилиси.

Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М, создан на базе Ту-22 и отличается только одной буквой, но в реальности это совсем разные машины даже внешне непохожие друг на друга. В музее находится редкая первая модель Ту-22М0, которая была выпущена всего в 10 экземплярах.

Она имела на вооружении только одну крылатую ракету.

А вот версия Ту-22М2 несла уже три ракеты Х-22 с дальностью полета в 450 км, которые могли снаряжаться обычной, противорадарной или ядерной боеголовками.

Более совершенная модификация Ту-22М3 получила новые двигатели и множество улучшений, даже хотели дать ей новое обозначение Ту-32, но не сложилось.

Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении) и двух (под крылом) ракет Х-22Н, предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км или 10 (6 в фюзеляже + 4 под крылом) гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника.

Ту-104 - первый в мире реактивный пассажирский самолет, причем в музее находится первый серийный образец, построенный на Харьковском авиазаводе.

Построен на базе бомбардировщика Ту-16. От него практически без изменений взяли крыло, силовую установку, оперение и шасси. Новым был лишь фюзеляж, значительно шире и полностью герметизированный.

Также в музее представлен интересный гибрид Ту-134УБЛ, сделанный уже в обратную сторону.

Из пассажирского лайнера Ту-134А для тренировки пилотов дальней и морской авиации к реальным условиям создан учебно-тренировочный самолет, который по составу оборудования, пилотажным качествам и даже носовой частью напоминал бомбардировщик Ту-22М. Причем он даже нес бомбовую нагрузку на крыльевых пилонах - этакий мирный советский трактор ))

А вот Ту-143 никогда не был гражданским. Он был создан на основе известного бомбардировщика Ту-95 как дальний противолодочный самолет для поиска и уничтожения подводных лодок на просторах мирового океана.

Наиболее совершенная версия Ту-143М3 (в музее) получила поисково-прицельную систему "Заречье", позволяющую поднять боевую эффективность комплекса в два раза.

А вот этот экспонат судя по сайту музея уже не представлен в экспозиции.

Ту-143 Рейс - советский разведывательный беспилотный летательный аппарат, этакий прообраз теперяшних беспилотников. Предназначен для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов. Старт происходил либо со стационарной установки...

...либо с самоходной пусковой установки СПУ-143 на базе БАЗ-135МБ. В процессе полёта проводилась либо непрерывная фотосъёмка, либо передавалась на землю телевизионная картинка местности. По окончании полёта БПЛА возвращался в точку приземления и совершал посадку при помощи порашютной системы.

Следующий самолет никогда не поднимался в воздух, но тем не менее весьма знаменит. Именно он снимался в фильме "В бой идут одни старики", на нем как бы летал главный герой фильма, командир "поющей эскадрильи", роль которого играл Леонид Быков. Это не точная копия какой-то модели, воевавшей в небе Великой Отечественной, это собирательный образ самолет Як.

Як-18ПМ является развитием конструкции учебно-тренировочного самолета Як-18 и создавался специально для спортсменов.

Фронтовой бомбардировщик Як-28 был создан в конце 50-х годов. На его основе выпускались разведчики, истребители, самолеты радиоэлектронного воздействия.

В музее находится учебно-тренировочный вариант Як-28У, у которого спереди вместо радиолокатора размещается еще одна полностью идентичная кабина пилота.

Як-38 был единственным в СССР палубным боевым самолетом вертикального взлета и посадки. Конструкция получилась не очень удачной и самолеты быстро были сняты с вооружения, а сверхзвуковой Як-141, который приходил ему на замену появился в начале 90-х, когда развал страны привел к закрытию проекта

Як-40 - пассажирский региональный самолет. Он принимал на борт до 32 пассажиров и перевозил их на расстоянии до 1800 километров с крейсерской скоростью порядка 500 километров в час.

Стал первым советским самолётом, который продавался в страны (Италия и ФРГ), имеющих собственную развитую авиационную промышленность.

На этом все из того, что я увидел. В целом очень познавательно и интересно. Интересующимся рекомендую к посещению.