Сегодня снова привет из прошлого: летом 2007 года посетил государственный музей авиации Украины имени О.А.Антонова. Это было не первое посещение, я здесь бывал практически сразу после его появления (музей был открыт в 30 сентября 2003 года, накануне празднования 100-летия мировой авиации и 80-летия авиации Украины), хотелось не торопясь осмотреть все экспонаты, тем более, что тут есть множество интересных экземпляров. Музей находится по адресу ул. Медовая, 1. Совсем рядом с аэропортом Киев, больше известным как Жуляны. Так что при удачном стечении обстоятельств можно не только наблюдать музейные экземпляры, но и взлетающие и садящиеся действующие самолеты.

Говорят, что по количеству бортов этот музей является шестым в мире, а на постсоветском пространстве уступает только известному российскому музею в Монино. В общем как неоднократно бывавший и там, и там могу сказать, что каждый из них интересен по-своему и достоин посещения, т.к. набор экспонатов все-таки различается, при том, что представлены только советские самолеты. А вот в берлинский Гатов интересен тем, что на нем рядом стоят аппараты стран Варшавского договора и натовская техника. Но вернемся в Киев. За прошедшие года в музее появились новые экспонаты, но в основная часть не менялась, и мне кажется и сейчас представляет интерес.

Чтобы не заморачиваться с порядком изложения будем идти по алфавиту и начнем с Aero L-29 Delfin. Это чехословацкий учебно-тренировочный самолет, который в 1961 году победил на конкурсе в Монино и стал базовым учебным самолетом не только в СССР, но и в большинстве стран социалистического лагеря.

Кстати, это был первый чехословацкий самолет с турбореактивным двигателем. Было выпущено 3665 самолетов, а некоторые до сих пор находятся в строю.

Дельфина в 1972 году сменил Альбатрос. Aero L-39С Albatros в отличие от предшественника обеспечивал все этапы учебного процесса от первого полета до применения оружия: стрельбы в воздухе, пуска ракет и сброса бомб. Кстати, двигатели для него производились на Запорожском моторостроительном заводе (ныне АО "Мотор-Сич").

Эти машины и сейчас остаются базовыми учебно-тренировочными самолетами во многих странах Европы, Азии, Африки и Америки.

Первый полет Ан-2 был произведен, страшно сказать, 31 августа 1947 года. Было выпущено почти 17.000 экземпляров в Киеве, а после передачи в 1958 году лицензии по производству в Польшу там выпустили еще около 12.000 машин. Они экспортировались в 23 страны мира, а последние серийные борта по заказу Вьетнама были изготовлены в январе 2002 года! У нас в Минске на аэродроме в Боровой регулярно летают несколько Ан-2, занимаясь тренировкой парашютистов.

Пассажирский Ан-24 для региональных линий был в СССР вторым по популярности пассажирским самолетом после Ан-2. В течении 1962-1979 годов было построено около 1300 бортов. Я сам несколько раз летал на таких аппаратах - не сказать, что быстро, зато при хорошей погоде хорошо наблюдать за окружающим.

Транспортный Ан-26 построен на основе Ан-24 и способен перевозить до 5.5 тонн грузов или 40 десантников на расстояние до 2500 километров.

Разведчик и легкий бомбардировщик Анатра-Анасаль вошел в историю как первый серийный самолет, выпускавшийся на территории Украины. Его создали и производили на первом в Российской империи специализированном авиастроительном заводе в Одессе, принадлежавший предпринимателю Артуру Анатра. В музее представлен полномасштабный макет - выглядит как настоящий.

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 Чайка на момент создания в начале 60-х годов прошлого века был самым большим серийным гидросамолетом в мире. На нем установлено 46 мировых рекордов

В России после модернизации и замены части оборудования эти аппраты до сих пор стоят на вооружении.

Ил-14Г - ближнемагистральный самолет, разработанный в конце 1940-х годов на замену устаревшему Ли-2. Серийно выпускался в Ташкенте, Чехословакии и ГДР.

Ил-18 - первый советский турбовинтовой дальнемагистральный самолет. В музее находится первая серийная (вторая опытная) модель Ил-18А.

Интересно, что это был первый самолет в СССР, который проективровался изначально как гражданский, до этого пассажирские самолеты перепроектировались из военных аналогов. А здесь получилась наоборот: противолодочные Ил-38, сделанные на основе Ил-18, до сих пор в строю.

Ил-62 - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности. Эти машины долгое время были флагманами пассажирской авиации.

Ил-86 - первый советский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней протяженности. В музее находится первый опытный образец, которому принадлежит 18 мировых рекордов.

Выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже. Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного пункта Ил-80 для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта.

Ил-76 - тяжелый военно-транспортный самолет, первый с турбореактивными двигателями.

Серийно производился в Ташкенте. Через некоторое время после развала Союза выпуск был прекращен. В середине 2010-х годов производство модернизированной версии было развернуто на авиастроительном заводе в Ульяновске.

Сейчас самолеты этого типа составляют основу военно-транспортной авиации России. Буквально пару дней назад на них (плюс несколько Ан-124), например, был переброшен контингент миротворческих сил ОДКБ в Казахстан для стабилизации обстановки в стране.

Ка-25 - первый советский палубный вертолет. Выпускался в трех модификациях - противолодочном, поисково-спасательном и радиолокационном (для целеуказания ракетным крейсерам). В музее представлен противолодочный вариант Ка-25ПЛ.

Его развитием стал Ка-27ПЛ. В отличие от предшественника он мог не только обнаруживать подводные лодки, но и уничтожать их торпедами или глубинными бомбами в полуавтоматическом режиме.

Ми-1 - первый советский серийный вертолет. В музее усовершенствованный вариант Ми-1М.

Ми-2 - легкий многоцелевой вертолет. Широко использовался и используется в вооруженных силах как связной и транспортный и в гражданской авиации как пассажирский и сельскохозяйственный.

Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет СССР. Позволял перевозить 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников.

В 70-х годах прошлого века его сменил Ми-8.

Он является самым распространенным в мире многоцелевым вертолетом и используется в 50 странах мира. В музее представлен в гаржданском варианте Ми-8АО...

...и военном Ми-8Т.

Более совершенные модификации этой модели производятся до сих пор на Казанском вертолетном заводе и Улан-Удэнском авиационном заводе и имеют спрос на мировом рынке.

Ми-14 - морская модификация Ми-8, способная садиться и взлетать с воды. В сузее представлены в двух вариантах: Ми-14БТ, предназначенная для очищение фарватеров и побережья от морских мин всех видов,..

...и Ми-14ПЛ - для поиска и уничтожения подводных лодок.

Ми-24 - первый советский и второй в мире после AH-1 Cobra специализированный боевой вертолёт. Первоначальная версия Ми-24А с широкой кабиной не получила широкого распространения...

...и была заменена на версию с тандемной кабиной, которая с различными вариациями производится до сих пор. В музее представлены две модели Ми-24Д с подвижной пулемётной установкой...

...и Ми-24П с пушкой ГШ-2-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке.

Тяжелый транспортный Ми-6 (в музее Ми-6А) впервые поднялся в воздух в 1957 году и до середины 70-х был мощнейшим вертолетом мира. Он был способен перевозить грузы весом до 12 тонн, либо до 90 человек десанта или две легкие самоходные пушки. Интересной конструктивной особенностью машины является наличие крыла, которое давало возможность взлетать не только вертикально, а и как самолет - с разбегом.

Ми-26 был создан как замена Ми-6 и от него перенял титул крупнейшего серийно выпускаемого вертолета.

Он способен перевозить до 20 тонн со скоростью до 300 км за час.

Этот Ми-26 участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, но несет белый камуфляж как память об участии украинских авиаторов в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Пожалуй на сегодня все. Завтра планирую опубликовать вторую часть, в которой будут cамолеты МиГ, Су, Ту и Як, представленные в музее.