Сегодня снова привет из прошлого: летом 2007 года посетил государственный музей авиации Украины имени О.А.Антонова. Это было не первое посещение, я здесь бывал практически сразу после его появления (музей был открыт в 30 сентября 2003 года, накануне празднования 100-летия мировой авиации и 80-летия авиации Украины), хотелось не торопясь осмотреть все экспонаты, тем более, что тут есть множество интересных экземпляров. Музей находится по адресу ул. Медовая, 1. Совсем рядом с аэропортом Киев, больше известным как Жуляны. Так что при удачном стечении обстоятельств можно не только наблюдать музейные экземпляры, но и взлетающие и садящиеся действующие самолеты.

Музей авиации, Киев, Украина

Говорят, что по количеству бортов этот музей является шестым в мире, а на постсоветском пространстве уступает только известному российскому музею в Монино. В общем как неоднократно бывавший и там, и там могу сказать, что каждый из них интересен по-своему и достоин посещения, т.к. набор экспонатов все-таки различается, при том, что представлены только советские самолеты. А вот в берлинский Гатов интересен тем, что на нем рядом стоят аппараты стран Варшавского договора и натовская техника. Но вернемся в Киев. За прошедшие года в музее появились новые экспонаты, но в основная часть не менялась, и мне кажется и сейчас представляет интерес.

Музей авиации, Киев, Украина

Чтобы не заморачиваться с порядком изложения будем идти по алфавиту и начнем с Aero L-29 Delfin. Это чехословацкий учебно-тренировочный самолет, который в 1961 году победил на конкурсе в Монино и стал базовым учебным самолетом не только в СССР, но и в большинстве стран социалистического лагеря.

Aero L-29 Delfin, Музей авиации, Киев, Украина

Кстати, это был первый чехословацкий самолет с турбореактивным двигателем. Было выпущено 3665 самолетов, а некоторые до сих пор находятся в строю.

Aero L-29 Delfin, Музей авиации, Киев, Украина

Дельфина в 1972 году сменил Альбатрос. Aero L-39С Albatros в отличие от предшественника обеспечивал все этапы учебного процесса от первого полета до применения оружия: стрельбы в воздухе, пуска ракет и сброса бомб. Кстати, двигатели для него производились на Запорожском моторостроительном заводе (ныне АО "Мотор-Сич").

Aero L-39С Albatros, Музей авиации, Киев, Украина

Эти машины и сейчас остаются базовыми учебно-тренировочными самолетами во многих странах Европы, Азии, Африки и Америки.

Aero L-39С Albatros, Музей авиации, Киев, Украина

Первый полет Ан-2 был произведен, страшно сказать, 31 августа 1947 года. Было выпущено почти 17.000 экземпляров в Киеве, а после передачи в 1958 году лицензии по производству в Польшу там выпустили еще около 12.000 машин. Они экспортировались в 23 страны мира, а последние серийные борта по заказу Вьетнама были изготовлены в январе 2002 года! У нас в Минске на аэродроме в Боровой регулярно летают несколько Ан-2, занимаясь тренировкой парашютистов.

Ан-2, Музей авиации, Киев, Украина

Пассажирский Ан-24 для региональных линий был в СССР вторым по популярности пассажирским самолетом после Ан-2. В течении 1962-1979 годов было построено около 1300 бортов. Я сам несколько раз летал на таких аппаратах - не сказать, что быстро, зато при хорошей погоде хорошо наблюдать за окружающим.

Ан-24, Музей авиации, Киев, Украина

Транспортный Ан-26 построен на основе Ан-24 и способен перевозить до 5.5 тонн грузов или 40 десантников на расстояние до 2500 километров.

Ан-26, Музей авиации, Киев, Украина

Разведчик и легкий бомбардировщик Анатра-Анасаль вошел в историю как первый серийный самолет, выпускавшийся на территории Украины. Его создали и производили на первом в Российской империи специализированном авиастроительном заводе в Одессе, принадлежавший предпринимателю Артуру Анатра. В музее представлен полномасштабный макет - выглядит как настоящий.

Анатра-Анасаль, Музей авиации, Киев, Украина

Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 Чайка на момент создания в начале 60-х годов прошлого века был самым большим серийным гидросамолетом в мире. На нем установлено 46 мировых рекордов

Бе-12 Чайка, Музей авиации, Киев, Украина

В России после модернизации и замены части оборудования эти аппараты до сих пор стоят на вооружении.

Бе-12 Чайка, Музей авиации, Киев, Украина

Ил-14Г - ближнемагистральный самолет, разработанный в конце 1940-х годов на замену устаревшему Ли-2. Серийно выпускался в Ташкенте, Чехословакии и ГДР.

Ил-14Г, Музей авиации, Киев, Украина

Ил-18 - первый советский турбовинтовой дальнемагистральный самолет. В музее находится первая серийная (вторая опытная) модель Ил-18А.

Ил-18А, Музей авиации, Киев, Украина

Интересно, что это был первый самолет в СССР, который проективровался изначально как гражданский, до этого пассажирские самолеты перепроектировались из военных аналогов. А здесь получилась наоборот: противолодочные Ил-38, сделанные на основе Ил-18, до сих пор в строю.

Ил-18А, Музей авиации, Киев, Украина

Ил-62 - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности. Эти машины долгое время были флагманами пассажирской авиации.

Ил-62, Музей авиации, Киев, Украина

Ил-86 - первый советский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней протяженности. В музее находится первый опытный образец, которому принадлежит 18 мировых рекордов.

Ил-86, Музей авиации, Киев, Украина

Выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже. Четыре самолёта построены в варианте воздушного командного пункта Ил-80 для управления вооружёнными силами на случай ядерного конфликта.

Ил-86, Музей авиации, Киев, Украина

Ил-76 - тяжелый военно-транспортный самолет, первый с турбореактивными двигателями.

Ил-76, Музей авиации, Киев, Украина

Серийно производился в Ташкенте. Через некоторое время после развала Союза выпуск был прекращен. В середине 2010-х годов производство модернизированной версии было развернуто на авиастроительном заводе в Ульяновске.

Ил-76, Музей авиации, Киев, Украина

Сейчас самолеты этого типа составляют основу военно-транспортной авиации России. Буквально пару дней назад на них (плюс несколько Ан-124), например, был переброшен контингент миротворческих сил ОДКБ в Казахстан для стабилизации обстановки в стране.

Ил-76, Музей авиации, Киев, Украина

Ка-25 - первый советский палубный вертолет. Выпускался в трех модификациях - противолодочном, поисково-спасательном и радиолокационном (для целеуказания ракетным крейсерам). В музее представлен противолодочный вариант Ка-25ПЛ.

Ка-25ПЛ, Музей авиации, Киев, Украина

Его развитием стал Ка-27ПЛ. В отличие от предшественника он мог не только обнаруживать подводные лодки, но и уничтожать их торпедами или глубинными бомбами в полуавтоматическом режиме.

Ка-27ПЛ, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-1 - первый советский серийный вертолет. В музее усовершенствованный вариант Ми-1М.

Ми-1М, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-2 - легкий многоцелевой вертолет. Широко использовался и используется в вооруженных силах как связной и транспортный и в гражданской авиации как пассажирский и сельскохозяйственный.

Ми-2, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-4 - первый военно-транспортный вертолет СССР. Позволял перевозить 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников.

Ми-4, Музей авиации, Киев, Украина

В 70-х годах прошлого века его сменил Ми-8.

Ми-8АО, Музей авиации, Киев, Украина

Он является самым распространенным в мире многоцелевым вертолетом и используется в 50 странах мира. В музее представлен в гражданском варианте Ми-8АО...

Ми-8АО, Музей авиации, Киев, Украина

...и военном Ми-8Т.

Ми-8Т, Музей авиации, Киев, Украина

Более совершенные модификации этой модели производятся до сих пор на Казанском вертолетном заводе и Улан-Удэнском авиационном заводе и имеют спрос на мировом рынке.

Ми-8Т, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-14 - морская модификация Ми-8, способная садиться и взлетать с воды. В сузее представлены в двух вариантах: Ми-14БТ, предназначенная для очищение фарватеров и побережья от морских мин всех видов,..

Ми-14БТ, Музей авиации, Киев, Украина

...и Ми-14ПЛ - для поиска и уничтожения подводных лодок.

Ми-14ПЛ, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-24 - первый советский и второй в мире после AH-1 Cobra специализированный боевой вертолёт. Первоначальная версия Ми-24А с широкой кабиной не получила широкого распространения...

Ми-24А, Музей авиации, Киев, Украина

...и была заменена на версию с тандемной кабиной, которая с различными вариациями производится до сих пор. В музее представлены две модели Ми-24Д с подвижной пулемётной установкой...

Ми-24Д, Музей авиации, Киев, Украина

...и Ми-24П с пушкой ГШ-2-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке.

Ми-24П, Музей авиации, Киев, Украина

Тяжелый транспортный Ми-6 (в музее Ми-6А) впервые поднялся в воздух в 1957 году и до середины 70-х был мощнейшим вертолетом мира. Он был способен перевозить грузы весом до 12 тонн, либо до 90 человек десанта или две легкие самоходные пушки. Интересной конструктивной особенностью машины является наличие крыла, которое давало возможность взлетать не только вертикально, а и как самолет - с разбегом.

Ми-6А, Музей авиации, Киев, Украина

Ми-26 был создан как замена Ми-6 и от него перенял титул крупнейшего серийно выпускаемого вертолета.

Ми-26, Музей авиации, Киев, Украина

Он способен перевозить до 20 тонн со скоростью до 300 км за час.

Ми-26, Музей авиации, Киев, Украина

Этот Ми-26 участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, но несет белый камуфляж как память об участии украинских авиаторов в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Ми-26, Музей авиации, Киев, Украина

Пожалуй на сегодня все. Завтра планирую опубликовать вторую часть, в которой будут cамолеты МиГ, Су, Ту и Як, представленные в музее.